Дом скандалов (ЦДРИ сегодня)

Дом скандалов - под таким заголовком в газете "Труд" 29 февраля 2012 года вышла большая статья, посвященная ЦДРИ. Правда всё равно выходит наружу, её не скрыть бутафорскими декорациями и не прогнать заклинаниями.

Публикуем текст статьи, которую можно посмотреть со всеми фотографиями по ссылке: http://www.trud.ru/article/29-02-2012/273041_dom_skandalov.html

Дом скандалов

Анатолий Журин, специальный корреспондент «Труда»

№ 027, 29 Февраля 2012г.

Самый знаменитый клуб творческой интеллигенции страны рушится по вине его дирекции

В последние годы аббревиатура ЦДРИ даже для многих москвичей, не говоря о приезжих, мало что говорит. К сожалению, сейчас Центральный дом работников искусств больше известен разборками за обладание недвижимостью, чем событиями культуры.

Напомним: этот Дом создан в 1930 году по инициативе деятелей искусств, при поддержке тогдашнего наркома просвещения Анатолия Луначарского и ЦК профсоюза работников культуры. Задумывался как уникальный клуб интеллигенции, где сливались творческие интересы деятелей всех видов и жанров искусства, науки, культуры.

ЦДРИ в разные годы возглавляли легенда МХАТа Иван Москвин, солистка Большого театра Валерия Барсова, режиссеры Иосиф Туманов и Евгений Симонов, прославленная балерина Ольга Лепешинская. На открытии Дома Маяковский читал свою поэму «Во весь голос». В войну народные артистки Александра Яблочкина, Евдокия Турчанинова и Елена Гоголева проходили здесь подготовку медсестер. В разные годы по этим ступеням поднимались Юрий Гагарин, Поль Робсон, Ив Монтан с Симоной Синьоре, Бертольт Брехт…

20 лет разрухи

Особняк на Пушечной, 9 уже более двух десятилетий закрыт: крыша прогнила, потоки воды обрушивают стены и потолки, гниет великолепный зрительный зал на 500 мест, библиотека, в которой в варварском состоянии пребывают свыше 150 тысяч томов.

В эти годы все мероприятия ЦДРИ проводились в пристройке, переданной Дому в начале 90-х. Присутствие арендаторов позволяло сводить концы с концами. Шесть лет назад Президиум Правления ЦДРИ принял решение о реорганизации АНО «Центральный дом работников искусств» в Государственное учреждение культуры Правительства Москвы. Тогдашний мэр Юрий Лужков и его заместитель Людмила Швецова обещали выделить средства для реконструкции особняка на Пушечной и передать его в оперативное управление новому учреждению культуры.

Но до дела никак не доходило. Пока однажды не прозвучал «тревожный звоночек» из Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости. На одном из центральных телеканалов начальник управления этой инспекции по Москве Александр Попов заявил: «На сегодняшний день 9 организаций-арендаторов сидят незаконно, используя помещения под магазины и кофейни. За все эти годы наложено огромное количество штрафных санкций, оплачено штрафов на 2,5 миллиона рублей».

Переворот

Справедливости ради, заметим: новые столичные власти, всерьез озаботившись плачевным состоянием Дома, пошли на послабления — сразу взыскивать громадные штрафы не стали. Правлению ЦДРИ, которое до последнего времени возглавляли известные всей стране люди — народная артистка России Зинаида Кириенко и народный артист СССР Евгений Дога, — предложили еще раз обсудить вопрос изменения статуса Дома, а именно — перевести организацию из некоммерческой в бюджетную. Тогда Москва реально могла бы взять ЦДРИ под свое крыло. Члены Правления на своем расширенном заседании в апреле прошлого года практически единогласно согласились с планами города.

А дальше произошло необъяснимое. Проигнорировав решение легитимно избранного Правления, директор — художественный руководитель Энгилиса Погорелова вдруг взорвала ситуацию. В нарушение регламента и устава ЦДРИ худрук спешно собирает под свои знамена новую команду, формирует новый состав Правления из людей, по большей части имеющих самое приблизительное отношение к искусству. В отставку отправляются Зинаида Кириенко, Евгений Дога и другие уважаемые в стране деятели. По сути, произошел самовольный захват власти группой, стремящейся обладать двумя зданиями.

С тех пор ЦДРИ раздирают скандалы: штрафы, судебные разбирательства, уход сотрудников. Фактически ЦДРИ сегодня правит дочь Энгилисы Погореловой — Елена Смирнова, срочно привлеченная матерью на должность директора-распорядителя. Личность, широко известная в узких кругах, благодаря скандальным разоблачениям в СМИ ее прошлой деятельности в Торгово-промышленной палате РФ. Воцарились грубость и самоуправство человека, критерием деятельности которого стало полновластие «бабла» (самое популярное слово из ее не слишком богатого лексикона). Взят курс на открытую конфронтацию со столичным правительством, вплоть до оспаривания в суде его прав владеть зданиями.

Дальше — тишина?

У сегодняшнего руководства нет ни внятной программы, ни реальных планов по выходу из финансового кризиса. Зато есть явное желание использовать Дом в личных целях, в том числе сдавая помещения далеким от культуры временщикам. Из Дома вытесняется творческая молодежь. Так, в отместку за протест против проводимой нынешним руководством политики молодежному клубу «Арт’Эриа» предложено освободить помещение, кстати, в свое время переоборудованное именно им из аварийной части здания. Возмущенные члены клуба даже провели митинг на Лубянке, направив обращение к правительству Москвы с просьбой взять ЦДРИ под свою опеку. На сегодня, по мнению молодежи, создание госучреждения культуры — единственный способ сохранения Дома. Письмо протеста против закрытия клуба подписали мэтры отечественной культуры: мультипликатор Юрий Норштейн, актрисы Наталья Тенякова, Татьяна Догилева, музыкант Сергей Старостин, художники Александр Корноухов и Феликс Бух, певицы Ольга Арефьева, Инна Желанная…

Голоса

Елена Драпеко, депутат Государственной думы, народная артистка России:

— Сегодня в ЦДРИ налицо подмена интересов. Мне кажется, уже всем ясно, что деятелям культуры в доме стало плохо. Претензии молодежи по поводу того, что дом превращается в коммерческое предприятие с непонятным направлением, вполне обоснованы. Время уходит, уже давно надо решать вопросы ремонта помещений, которые мало сказать запущены. Учитывая все это, я по просьбе руководителей правления ЦДРИ Зинаиды Кириенко и Евгения Доги, как депутат Госдумы направляла запрос в правительство Москвы. И получила ясный ответ: Москва намерена выделить бюджетные средства на ремонт помещений. И правление, членом которого я являюсь, согласилось с тем, чтобы столичное правительство преобразовало ЦДРИ в ГУК (госучреждение культуры) и взяло его на финансирование. Считаю, сегодня это самый оптимальный вариант для дома.

Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор, народный артист России (из письма на имя мэра Москвы Сергея Собянина):

— В течение 20 лет в центре Москвы в бездействии простаивает и постепенно ветшает зал мест, наверное, на 500. Я знаю этот зал, поскольку в 1986 году там был мой вечер. До этого я не раз бывал там на различных художественных акциях, а в детстве ходил на новогодние праздники. Почему гниет зал, понять трудно. Очевидно, ждут, когда там окончательно все рухнет, чтобы устроить очередной бутик, или ресторан, или стриптиз-клуб. Но я пишу сейчас о другом зале под крышей ЦДРИ — где проходят творческие вечера клуба «Арт’Эриа»: выставки, встречи с художниками, музыкантами, учеными, поэтами. Этот лакомый кусок начальство ЦДРИ хочет прикарманить и рассматривает его едва ли не как свою частную собственность. Хотя речь идет о государственном имуществе. Судя по тому, с какой наглостью проводится эта акция, можно подумать, что руководство ЦДРИ поддерживается кем-то сверху, или же просто хотят взять «на испуг», как обычно делается у нас в стране. И это вместо того, чтобы поддерживать любые творческие деяния, связанные с просвещением. Конечно, бордель будет всегда прибыльнее выставочного зала. Но все же почему-то мы судим о культурном уровне города и страны не по количеству злачных мест, а по творческим вершинам. Мы все должны быть сообществом людей мыслящих, переживающих, сопричастных чужому горю, просвещенных. Собирается и бережется такое сообщество огромной изнурительной ежедневной работой. Но если не будет постоянного противостояния разбушевавшейся наглости, натиску на культуру, мы превратимся в сброд ненавидящих друг друга людей, жаждущих только одного — власти и денег. Уже превращаемся.