Сюжет про ЦДРИ в программе "Неделя в городе" телеканала Россия

Отправлено 18 мар. 2012 г., 9:27 пользователем Деметрос 3   [ обновлено 6 апр. 2012 г., 4:44 ]

Изгнание муз

 18.03.2012 11:09    Аркадий Цирульников

В Центральном доме работников искусств - раскол. Споры между членами правления - сугубо имущественные, и вопрос стоит так - кому должен принадлежать Дом творческого союза? Обветшавший, практически в аварийном состоянии - то ли сдать в аренду, то ли сохранить как есть?

"Под Москву" или "на Москву" - все споры вокруг ЦДРИ об этом. На языке его руководства первое означает - стать госучреждением с финансированием из столичного бюджета. Второе - оставаться гордыми и независимыми, но в аварийном состоянии.

"Если мы пойдем "под Москву"? Всякое законодательство значит - чиновник, который взял этот дом под свою опеку, он и заказывает бал. Он платит деньги. И что тогда? Не получится ли так, что весь этот дом останется маленьким кусочком для творческого дела, а все остальное расхватает по кускам коммерция", - говорит Станислав Железкин, народный артист России, сопредседатель правления ЦДРИ.

Уже расхватала. И как раз при нынешнем руководстве, на словах ратующих за изгнание торговцев из храма культуры. Главный фасад пестрит отнюдь не афишами, а вывесками. И это только видимая часть айсберга. А сколько площадей сдано внутри, несмотря на текущую крышу и гниющие перекрытия.

"Хотя бы на содержание дома - свет, вода, тепло, звук. Для всего этого нужны деньги. Поэтому вынуждены часть здания сдавать в аренду", - объяснила Энгелиса Погорелова, директор, художественный руководитель Центрального дома работников искусств.

Точнее в субаренду. Арендатор - как раз сам ЦДРИ до 2017-го года. Город - законный хозяин площадей - имеет весомые причины расторгнуть договор уже сейчас. Из-за многочисленных нарушений.

"Девять организаций по-прежнему находятся на городских площадях без разрешения собственника", - пояснил Александр Попов, начальник Управления контроля за объектами недвижимости по ЦАО города Москвы.

На ЦДРИ висят миллионные штрафы. Но вход на мероприятия по-прежнему либо свободный, либо за символическую плату. Оппоненты уверены - дело не в щедрости администрации, а в понимании ею факта, что именно доступность здешних зрелищ - главный и единственный козырь.

"Кроме скандалов вот уже много лет там ничего не происходит. Там печальная афиша. Посмотрите афишу и подумайте, хочется ли вам прийти на это глядеть", - сказала Елена Драпеко, заслуженная артистка РСФСР, депутат Госдумы РФ, член правления ЦДРИ.

Пару лет назад был шанс все изменить к лучшему. Предыдущее правление нашло способ вдохнуть в ЦДРИ новую жизнь. Дело шло к капитальному ремонту и к привлечению молодой команды руководителей.

"Нашли форму передачи этого здания и взятия его под опеку Госкомимущества. По сути дела, это была единственная возможность и сохранить это здание, и сохранить эту деятельность. И главное - обеспечить его будущее. Потому что Москва могла это финансировать, и были уже конкретные заделы", - разъяснил Евгений Дога, народный артист СССР, бывший член правления ЦДРИ.

Но все кончилось скандалом. Заменой в правлении "народных" на "заслуженных". Сохранением прежнего директора при полной смене курса.

"Вдруг они говорят - мы решили, надо подавать в суд на Москву, чтобы отсудить здание. Вы можете представить? Мы столько лет ходили, чтобы нас взяла Москва под свою опеку. И вдруг нам говорят совершенно противоположное", - вспоминает Зинаида Кириенко, народная артистка РСФСР, бывший председатель правления ЦДРИ.

У администрации ЦДРИ нашлись ушлые юристы, готовые по подложным документам отсудить здание у города. Главному бухгалтеру, не пожелавшему участвовать в махинациях, пришлось уволиться.

"Ни в одном из уставов 94-го года, 96-го года не было никаких записей о зданиях. Теперь они появились. Я лично их видела своими глазами. Никогда их не было. Эти уставы хранились у меня в кабинете, у меня в столе", - объяснила Нина Гусенкова, бывший главный бухгалтер ЦДРИ.

Речь идет о новом здании, пристроенном к старому. В свое время оно возводилось на средства профсоюза работников культуры. Потом перешло на баланс города. Теперь может стать объектом рейдерского захвата.

"Любой опытный юрист везде пророет свои ходы. Речь идет о сути. Мы хотим, чтобы культура была в стране и в частности в Москве, или мы хотим заниматься юридической практикой, которая практически может все изничтожить", - считает Юрий Норштейн, режиссёр анимационного кино, народный артист России.

По мнению многих деятелей культуры, от легендарного ЦДРИ уже остался только бренд. Центральный дом работников искусств, основанный Луначарским и призванный объединять служителей всех муз, своему статусу давно не соответствует - ни формой, ни содержанием.

За пустующей витриной еще недавно располагался хорошо известный столичной интеллигенции клуб "Арт'Эрия". Символично, что под натиском перемен первым пал именно он. Ведь его название расшифровывалось как "Территория искусства".


Ссылка на сюжет: http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=158940&cid=17

Ссылка на видеофайл: http://www.vesti-moscow.ru/v/140514.flv
Comments