Сетевые СМИ

Что пишут о нас в сетевых СМИ и блогах

Газета "Завтра"

Отправлено 15 февр. 2013 г., 0:55 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА

Музон

Андрей Смирнов
13.02.2013

  

ЛУКЕРЬЯ И ДЕТИ ("отделение ВЫХОД").
ПЕСНИ СЕЛА ЛИНОВО. Часть 2. Новая встреча ("IZBA records").

Се­ло Ли­но­во Пу­тивль­ско­го рай­о­на Сум­ской об­ла­с­ти Ук­ра­и­ны — зна­ко­вая точ­ка на фоль­к­лор­ной кар­те. Мос­ков­ский куль­тур­ный центр "Дом" — при­бе­жи­ще все­го не­о­быч­но­го, аван­гард­но­го, экс­пе­ри­мен­таль­но­го. 10 фе­в­ра­ля Ли­но­во и "Дом" пе­ре­сек­лись в рам­ках фе­с­ти­ва­ля "От фоль­к­ло­ра до аван­гар­да. Пу­тивль­ский путь" и пра­зд­но­ва­ния 88-го дня рож­де­ния на­род­ной ис­пол­ни­тель­ни­цы Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны Ко­ше­ле­вой. Сам фе­с­ти­валь но­сит слож­но­со­чи­нён­ное на­и­ме­но­ва­ние "меж­ду­на­род­ный тра­ди­ци­он­ный куль­ту­ро­ло­ги­че­с­кий не­ком­мер­че­с­кий" фе­с­ти­валь ис­кусств и про­хо­дил по­ми­мо "До­ма" в клу­бе "Арт'Эриа", ко­то­рый год на­зад в ду­хе мер­кан­тиль­но­го вре­ме­ни был вы­став­лен из Цен­т­раль­но­го До­ма Ра­бот­ни­ков Ис­кусств и на­шёл при­ют в… крип­те Хра­ма Свя­то­го Ни­ко­лая на трёх го­рах. Вновь куль­ту­ра в ка­та­ком­бах.
Лу­ке­рья Ко­ше­ле­ва ста­ла ле­ген­дой уже при жиз­ни. При­над­ле­жит она к не­боль­шо­му рус­ско­му суб­эт­но­су "го­рю­ны", что про­жи­ва­ет в цен­т­раль­ной ча­с­ти Сум­ской об­ла­с­ти. Есть ги­по­те­за, что это по­том­ки древ­не­го пле­мен­но­го объ­е­ди­не­ния — се­ве­рян. Или же древ­ние го­ря­не, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Ио­а­ки­мов­ской ле­то­пи­си. Ар­хе­о­лог Иван Чер­ня­ков счи­та­ет, что к го­рю­нам име­ет от­но­ше­ние не кто иной как Змей Го­ры­ныч. Но о про­ис­хож­де­нии пусть спо­рят ис­то­ри­ки и эт­но­гра­фы, глав­ное, что го­рю­ны свои со­хра­ня­ют свои обы­чаи, осо­бен­ный го­вор, ко­с­тюм, быт и мно­го­го­ло­сую пев­че­с­кую тра­ди­цию. Пе­сен­ная сто­ли­ца го­рю­нов — се­ло Ли­но­во. Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на Ко­ше­ле­ва, дочь зна­ме­ни­той ли­нов­ской пе­ву­ньи, Мар­фы Аре­фь­ев­ны Тол­сто­ше­е­вой, со­зда­тель­ни­цы ан­сам­б­ля на­род­ных ис­пол­ни­те­лей-ма­с­те­ров. Лу­ке­рья — единственная  ос­тав­ша­я­ся  уча­ст­ни­ца это­го ан­сам­б­ля.
Дис­ку "Лу­ке­рья и де­ти" уже не­ма­ло ме­ся­цев, но пла­с­тин­ку, не­со­мнен­но, сто­ит от­ме­тить и на стра­ни­цах "За­в­т­ра". А вот "Но­вая встре­ча"  — сов­сем све­жий аль­бом, вы­пу­щен­ный все­го не­де­лю на­зад.
"Пес­ни се­ла Ли­но­во" — это про­дол­же­ние ис­то­рии. Пер­вая пла­с­тин­ка с та­ким на­зва­ни­ем вы­шла ещё в 1982 го­ду на "Ме­ло­дии". Ко­ше­ле­ва ис­пол­ня­ет там од­ну пес­ню. В те же го­ды и по­явил­ся на свет фоль­к­лор­но-эт­но­гра­фи­че­с­кий ан­самбль "На­род­ный пра­зд­ник", ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся го­рю­на­ми не од­но де­ся­ти­ле­тие, и уже в но­вом ве­ке, в 2005 го­ду, за­пи­сав­ший сов­ме­ст­но с Лу­ке­рь­ей Ко­ше­ле­вой диск "Пес­ни се­ла Ли­но­во. По­сле дол­гой раз­лу­ки".
На дис­ке "Часть 2. Но­вая встре­ча"  пред­став­ле­ны пес­ни раз­лич­ных жа­н­ров: ка­лен­дар­ные, сва­деб­ные, про­тяж­ные, а так­же рас­ска­зы Ко­ше­ле­вой о се­бе и о се­ле, о том как па­ха­ли и пра­зд­но­ва­ли, и как не­ког­да за­пе­вал це­лый род. Силь­ней­шее впе­чат­ле­ние про­из­во­дит но­мер "При­чет", где Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на го­во­рит о по­ми­но­ве­нии род­ных, го­во­рит, по­ёт и пла­чет од­но­вре­мен­но.
"Лу­ке­рья и де­ти" — это раз­но­об­раз­ные аль­ян­сы-ди­а­ло­ги Ко­ше­ле­вой с со­вре­мен­ны­ми му­зы­кан­та­ми. Ав­то­ры про­ек­та— ху­дож­ник, арт-ди­рек­тор клу­ба "Арт'Эриа" Ни­на Ки­б­рик и флей­тист и ма­те­ма­тик Илья Сай­та­нов ("Ла­ко­ча")
На пла­с­тин­ке от­ме­ти­лись эт­но-мэтр Сер­гей Ста­ро­стин и ис­сле­до­ва­те­ли зву­ка из "Ор­ке­с­т­ра ин­ту­и­тив­ной му­зы­ки", па­ле­с­ти­нец Ба­сем Аль-Аш­кар и Игорь Ли­сов ("Зе­лё­ные ру­ка­ва"). Из об­шир­но­го ре­пер­ту­а­ра Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны вос­тре­бо­ва­ны са­мые раз­но­об­раз­ные пес­ни — от древ­них "при­чи­та­ний" до иг­ри­вых ча­с­ту­шек. "Лу­ке­рья и де­ти" — столк­но­ве­ние ав­то­хтон­ных энер­гий и опы­тов му­зы­кан­тов. По мне, на­и­бо­лее цен­ные но­ме­ра "Вол­ки", "По воз­го­рию", "Ка­ли­нуш­ка", там, где на­род­ный ко­с­мос то­та­лен и бес­ком­про­мис­сен.
На­до ска­зать, что с каж­дой ак­ци­ей чис­ло "де­тей" у Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны толь­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся. Так, в "До­ме" вдох­но­вен­но вы­сту­пи­ли Ин­на Же­лан­ная, Псой Ко­ро­лен­ко, Сер­гей Крас­но­поль­ский. А сам фе­с­ти­валь в "До­ме" пре­вра­тил­ся в мно­го­ча­со­вой ма­ра­фон, в ко­то­ром сме­ня­ли друг дру­га му­зы­кан­ты и кол­лек­ти­вы. Но с каж­дым про­ек­том Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на обя­за­тель­но вы­хо­ди­ла к ми­к­ро­фо­ну. С уют­ны­ми кон­го­лез­ца­ми из "Ким­ба­та" да­же в пляс пу­с­ти­лась.
"Во вре­мя пе­ния Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на ухо­дит вглубь се­бя и, вме­с­те с тем, рас­тво­ря­ет­ся в При­ро­де, об­ща­ет­ся с Не­бом и Зем­лей, от­да­ет­ся сти­хии пес­ни как не­ко­е­му вол­х­во­ва­нию. На­пра­ши­ва­ет­ся идея, что род Лу­ке­рьи это сво­е­об­раз­ный ос­та­точ­ный при­знак древ­ней пев­че­с­ко-ар­ти­с­ти­че­с­кой ка­с­ты, не от­кры­той и не изу­чен­ной у сла­вян. Вне сце­ни­че­с­кой жиз­ни Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на из­лу­ча­ет не­о­бо­ри­мое оба­я­ние и пле­ня­ет всех ок­ру­жа­ю­щих сво­ей му­д­ро­с­тью, ос­т­ро­уми­ем, чут­ко­с­тью, твор­че­с­кой от­кры­то­с­тью все­му но­во­му, яв­ляя со­бой ис­че­за­ю­щий тип на­сто­я­щей "де­ре­вен­ской ари­с­то­кра­тии". Ко­неч­но, в та­кой ми­фо­ло­ги­за­ции Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны — из­бы­ток эк­заль­та­ции. И в не­од­но­знач­ных на­и­ме­но­ва­ни­ях "ба­буш­ка всея Ру­си", "рус­ская Се­за­рия Эво­ра". Но это по-сво­е­му го­во­рит об удив­ле­нии и вос­хи­ще­нии по­клон­ни­ков. И нель­зя ска­зать, что го­во­рит как-то не­адек­ват­но. Ря­дом с на­ми жи­вёт и дей­ст­ву­ет по ме­ре сил уди­ви­тель­ное, уни­каль­ное яв­ле­ние, дай Бог жить и здрав­ст­во­вать Лу­ке­рье Ко­ше­ле­вой.

Космофест-2012 в новостях

Отправлено 17 апр. 2012 г., 12:43 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА


Всеволод Чаплин сближает религию и искусство

Отправлено 14 апр. 2012 г., 2:54 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА

Мнения.ру

Всеволод Чаплин сближает религию и искусство

Протоиерей Всеволод Чаплин заявил о намерении открыть при храме Святого Николая на Трех Горах центр современного искусства в сотрудничестве с клубом «Арт'Эриа» и известным галеристом Маратом Гельманом.

Предполагается, что в подвальном помещении храма будут проходить концерты, выставки, лекции. Отец Всеволод хочет создать пространство, «где можно будет и чаю попить, и послушать музыку, и почитать книгу, и что-то пообсуждать, и выставить художественные работы», сообщает «Интерфакс». В приходе отца Всеволода этот арт-центр будет соседствовать с другими, не менее увлекательными проектами. При храме уже действуют фотошкола, библейский колледж «Наследие», клуб военно-исторической реконструкции, мастерская иконописцев и резчиков, воскресная школа со спортивным уклоном и даже отряд юных разведчиков.

Самый интересный вопрос в этой истории — каким образом будут уживаться сакральное и светское. Некоторые сюжеты и форматы современного искусства оказываются оскорбительным для чувств верующих: актуальная тенденция сегодняшнего времени — провоцировать на неожиданную реакцию и выводить зрителя из зоны комфорта. Яркими примерами подобных разногласий может служить выставка «Запретное искусство — 2006», на которой были представлены настолько радикальные работы художников, что против куратора Андрея Ерофеева было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 282 УК РФ, или продолжающийся скандал с акцией феминистской панк-группы Pussy Riot, три активистки которой сейчас находятся под арестом.

Несомненный плюс этой новости заключается в том, что клуб «Арт'Эриа» сможет наконец функционировать на одной площадке на постоянной основе. Еще осенью прошлого года театрально-концертно-художественный клуб был изгнан из Центрального дома работников искусств, в Каминном зале которого он проводил свои мероприятия с 2004 года. Тогда клуб пытались спасти — Юрий Норштейн написал лично от себя письмо в мэрию, был проведен митинг, а под петицией против закрытия клуба поставили подписи более тысячи человек. Но все попытки оказались безуспешными — «Арт'Эриа» остался без крыши над головой.

Что даст искусству освоение такой новой площадки и какие неожиданности таит в себе подобное сотрудничество искусства и религии? Мнения.ру спросили экспертов.

Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме

Отправлено 7 апр. 2012 г., 4:19 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА   [ обновлено 7 апр. 2012 г., 4:22 ]

Журнал «Нескучный сад»

Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме

30.03.12  09.48
Версия для печати

29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?

Обойти храм святителя Николая справа, спуститься по требующей ремонта лестнице, открыть железную черную дверь – на ней православный крест и потеки краски и грязи – и мы на концертно-выставочной площадке. Своды, столпы, арки. Народ бродит туда и сюда: в одном уголочке организована сцена, в противоположном – самовар и баранки, остальное пока не освоили. Еще недавно подвал был завален строительным мусором, так что гостям он кажется необжитым, а тем, кто своими руками привел его в нынешнее состояние, – родным.


протоиерей Всеволод Чаплин

Новый дом «АртЭрии»


Пока, если мы говорим «арт-центр» - подразумеваем «АртЭрия», и наоборот. Кроме клуба, изгнанного осенью прошедшего года из каминного зала Центрального дома работников искусства, здесь пока никого нет. Парусный потолок каминного зала заменился для «АртЭрии» на низкие своды подвала. Репертуара клуба вполне хватит на арт-центр: это концерты, выставки, встречи с художниками.

— Отец Всеволод сам предложил приютить нас, — рассказывает директор «АртЭрии» Нина Кибрик. — Это было еще осенью, когда мы лишились помещения из-за коммерческих интересов руководства ЦДРИ. Очень больно, ведь мы ремонтировали свои залы, сохраняли уникальный каминный зал… А потом стало понятно, что где-то нужно встречаться, иначе, как бы мы друг друга ни любили, мы потеряемся и растворимся в огромной Москве, каждый займется своими делами. Два концерта прошли в Суриковском институте – это беспрецедентно! Но сидеть у института на шее тоже было нельзя. Мы искали бесплатную площадку, где разрешили бы шуметь допоздна и собирать пожертвования. Вдобавок акустика здесь прекрасная.

Хотя инициатива исходила от настоятеля храма, дату открытия назначали музыканты. Никакой связи между своим арт-центром и скандальной акцией в храме Христа Спасителя они не видят, «давать ответ» не собираются. С ремонтом, говорят, торопились не потому, что хотели попасть «в струю» дискуссий, а оттого, что нужно помочь попавшей в автокатастрофу певице Инне Бондарь: все собранные на концерте пожертвования идут на ее реабилитацию.

— Со временем здесь будут проходить выставки и встречи, возможно – концерты, не связанные с клубом «АртЭрия», — анонсирует отец Всеволод. Правда, пока конкретных планов нет, но предложения от художников, любителей перформансов и инсталляций уже сыплются.


Нина Кибрик директор клуба АртЭрия

Понизить температуру диалога


Протоиерей Всеволод Чаплин собирается отмечать юбилей диалога Церкви с современным искусством – 25 лет. За это время прошли десятки выставок и не одна встреча за круглым столом, но едва ли не впервые заявлено об организации постоянной дискуссионной площадке.

— Диалог идет давно – и постоянно на повышенных тонах, — говорит Марат Гельман, не переставая под сводами подвала дымить из электронной сигареты. — Важно, что в фокусе общего внимания появилась такая площадка — пока я представляю себе, какой в этих стенах огромный потенциал, а не прикидываю, выставки каких конкретных художников можно было бы провести.

Марат Гельман готов помогать. Перед открытием центра протоиерей Всеволод Чаплин сам пригласил галериста, заявив, что, хотя некоторые его акции были на грани кощунства, он их кощунственными не считает. Гельман в свою очередь напомнил о разности позиций — и общемировоззренческих, и частных, например, по делу выступившей в храме Христа Спасителя группы – и обещал поучаствовать.

— Для осуществления любого проекта нужны воля, понимание и умение. Отец Всеволод сегодня проявил волю. Понимания же здесь пока мало, а умения, может быть, и вовсе нет. Что касается понимания, я могу помочь, — говорит Марат Гельман.

Цели все участники диалога ставят одинаковые: научиться слушать и слышать друг друга.


Элизбар и кельтская арфа

Человек влюбленный становится настоящим


Концерты международного благотворительного фестиваля в пользу певицы Инны Бондарь «ИннаFEST» проходят под девизом «Музыка как молитва». Каждый из выходивших на импровизированную сцену перед не слишком многочисленными, зато благодарными слушателями, представлял свой вариант обращения к Богу. Названия инструменталов с кельтской арфой в главной роли похожи друг на друга (между «Танцем фей» и «Танцами единорогов» словно для разнообразия вставляется «Шепот звезд», который в свою очередь перекликается с «Балладой о том, что нашептал ветер»), при этом мелодии ощутимо различаются.

Рок-группа «Небослов» начинает с «Алхимика»:

— Чем я в жизни занимаюсь? Непонятной всякой хренью, но, наверно, в завершенье, приводящей к просветленью, — поют ребята.

— Давно я песен не писал, давно не виделся с собой, — продолжается тема в другой песне.

Поют все так или иначе о любви: «Человек влюбленный становится настоящим».

Человек влюбленный хочет раздвоиться,
Человек влюбленный ищет ветра в поле,
Он кричит: «Как же так, как я мог влюбиться?»,
Втайне радуясь этой новой боли.
Человек влюбленный — это я и ты,
Это каждый встречный-поперечный,
Это тонна новой красоты,
Точка, вместившая бесконечность.
Каждый хочет быть на его месте,
Его место свято, никогда не пусто.
Если Бог зачем-то говорит с нами,
То его устами, его устами (Небослов).

Никита Егоров начинает свое выступление-путешествие с Баварии, где певцы подражают перекличке варганов, продолжает в украинском Леново, где живет певунья горюнской традиции многоголосья Лукерья Кошелева, а заканчивает в России, где поют о Великой Отечественной войне и где органично смотрится его вышитая рубаха.

Алексей Розов заставляет свою скрипку петь «Мой Бог, мой Бог!» — два произведения под одним названием. «Пусть всегда будет это солнце, это море и эта жизнь», — молился в одной из этих песен еврей времен Второй мировой.

Гвоздь вечера – Псой Короленко, известный музыкальный хулиган и друг протоиерея Всеволода Чаплина. С прочими обитателями подвала Короленко познакомился именно через священника. Самые маленькие слушатели концерта пускаются в пляс, всем присутствующим предлагается, если у них есть с собой музыкальные инструменты, играть на них одновременно. На «квартирнике» Псой может петь на шести языках, а седьмой будет – матерный. На «подвальнике» он тоже исполнял переводы с фрагментами на иностранных языках, но не прикасался к области обсценной лексики.

Протоиерей Всеволод Чаплин говорит, что никаких рамок и ограничений для художников и музыкантов не устанавливал. Мол, зовут всех, можно предлагать свои проекты, а что допустимо именно на такой площадке, станет понятно со временем. Псой Короленко за пределы того, что представимо на храмовой территории в Великий пост, не вышел. Тем самым доказывая, что хулиганить (не в том смысле, как в уголовном кодексе) можно весело.



текст, фото и видео: Александра СОПОВА


Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма

Отправлено 7 апр. 2012 г., 4:15 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА

Журнал «Нескучный сад»

Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма

21.03.12   19.28
Версия для печати

Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма.


Храм во имя святителя Николая на Трех Горах

Клуб «АртЭрия», долгое время располагавшийся в каминном зале московского Центрального дома работников искусств на Кузнецком Мосту, переедет в полуподвальное помещение на территории православного храма во имя святителя Николая на Трех Горах. Идея приютить клуб, изгнанный новым начальством ЦДРИ в подвале пришла в голову настоятелю храма и председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерею Всеволоду Чаплину.

«В «АртЭрии» отец Всеволод никогда не бывал, о наших бедах отец Всеволод узнал от музыкантов, которые у нас выступали, — рассказывает руководитель «АртЭрии» Нина Кибрик. — Отец Всеволод помог нам добиться эфира на Русской службе новостей, от своего лица написал письмо московскому мэру в нашу поддержку. Через какое-то время он пригласил меня на престольный праздник к себе в храм, стал приглашать на беседы, которые он ведет для прихожан».

Конфликт между клубом и ЦДРИ, начался около года назад, когда руководство попросило клуб, покинуть занимаемые им в течение долгих лет помещения. Хорошо известный столичной интеллигенции клуб пал жертвой борьбы за «эффективность» использования площадей центра в самый разгар имущественной войны между дирекцией ЦДРИ и московской мэрией. (Дирекция пытается оспорить право собственности на здание у мэрии). Идея создать культурный центр в подвале храма родилась у отца Всеволода задолго до встречи с Ниной Кибрик. Зимой глава ОВЦО протянул руку помощи и предложил временно переехать осиротевшему клубу на церковную территорию.

Подвал, где разместится клуб, а по сути крипта храма (храм расположен прямо над помещением будущего клуба) еще не готов, ремонт начатый прихожанами придется продолжить уже волонтерам и руководителям «АртЭрии». Тем не менее, 29 марта, там, в 18-30 уже состоится первый концерт, задуманный в поддержку певицы Инны Бондарь, попавшей в автомобильную катастрофу. Выступят «Дробинска», группа «Лакоча», играющая балканскую музыку, «Небослов», фольклорист Никита Егоров, блюзмен и основатель многих фестивалей Владимир Кожекин («Станция Мир») и специальный гость: Псой Короленко, исполнитель нетипичный для немного «прихипованной» и достаточно рафинированной старой «АртЭрии», далекой от провокаций и хулиганства в стиле «Псоя Галактионовича». Попросил добавить Короленко в программу лично отец Всеволод, являющийся, как известно, большим его поклонником.

Нина не боится, что новые стены и храм испугают завсегдатаев клуба. «В этом подвале, после всех наших блужданий, нам очень хорошо. Мы надеемся, что не будет никаких провокаций, которыми теперь пестрит наша жизнь — что же до репертуара, то я не думаю, что нам придется его радикально менять. На старом месте, в нашем каминном зле, тоже было что-то от храмового пространства, хотя храма там никогда не было, даже до революции. Мы и в ЦДРИ старались соответствовать тому высокому уровню искусства, который в нашем понимании соответствовал бы тому идеальному образу, с которым у нас ассоциировался Центральный дом работников искусства. Минуя религиозные рифы или политические мы всегда старались оставаться пространством культуры в первую очередь. Я думаю, что и впредь нам это будет удаваться. Пускай кто-то по пути в клуб зайдет в храм, а кто-то может быть миновав двор, сразу спустится в подвальчик».

Она согласна, что на церковной территории не стоит делать что-то «разрушающее эту среду», «в любом случае у нас много направлений и программ и на первое время будет что выбрать» — подчеркивает Нина. Она напоминает, что подвал храма – это временная мера: «Мы обязательно вернемся в ЦДРИ, потому что как ни хорошо на новом месте, дома все это никогда не заменит».

Дмитрий РЕБРОВ

Протоиерей Всеволод Чаплин решил создать центр современного искусства

Отправлено 6 апр. 2012 г., 10:19 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА   [ обновлено 6 апр. 2012 г., 10:20 ]

Приход от современного искусства

Протоиерей Всеволод Чаплин решил создать центр современного искусства

Чаплин подчеркнул, что выставляемые в храме объекты искусства не должны входить в противоречие с РПЦ— 20.03.12 18:51
ТЕКСТ: "Парк культуры"
ФОТО: ИТАР-ТАСС








Чаплин подчеркнул, что выставляемые в храме объекты искусства не должны входить в противоречие с РПЦ

Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов о Pussy Riot к делу – решил организовать центр современного искусства на базе храма, в котором служит. В партнеры себе деятель церкви позвал галериста, директора музея PERMM Марата Гельмана.

При храме Святого Николая на Трех горах в Москве может появиться центр современного искусства. Настоятель храма, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, что открывать центр он планирует в одном из приходских помещений, будет оборудовано концертно-выставочное пространство, «где можно будет и чаю попить, и послушать музыку, и почитать книгу, и что-то пообсуждать, и выставить художественные работы».

Чаплин подчеркнул, что выставляемые в храме объекты искусства не должны входить в противоречие ни с вероучением РПЦ, ни с нормами христианской нравственности.


«Такого искусства, в том числе умного и модного, сейчас достаточно много. Жалко, что оно не пробивает себе дорогу на культурной площадке общенационального уровня. Что ж, будем создавать свои площадки и формы, пусть маленькие, но, надеюсь, яркие и интересные», – приводит слова Чаплина агентство «Интерфакс».

Будущий центр современного искусства Чаплин собирается сделать открытым. «Ждем всех, в том числе и господина Гельмана», – заявил он.

Галерист Марат Гельман подтвердил «Газете.Ru», что он говорил с Чаплиным о создании при храме центра современного искусства. По его словам, это было просто обозначение намерений, и пока что у Чаплина есть только желание открыть такой центр.

В открытии центра Чаплину поможет клуб «АртЭрия», который «развивает фолк и другую музыку, устраивает лекции, выставки, фестивали, концерты» и недавно потерял помещение в Центральном доме работников искусств, где, по словам священника, «коммерческая составляющая стала слишком сильной».

Гельман заметил, что про клуб «АртЭрия» он ничего не слышал, и как они устраивают выставки, не знает. «Возможно, плохо устраивают, раз я ничего об этом не знаю», – пошутил он.

По мнению галериста, чтобы создать центр современного искусства, нужны три компонента – воля, умение и понимание. «Чаплин сегодня проявил волю», – сказал Гельман. Он напомнил об опыте организации совместной выставки православной церкви и актуального искусства «Двоесловие/Диалог» (проходила летом 2010 года в притворе храма Святой Татьяны при МГУ на Моховой), который показал, что делать выставки в самом храме – не очень удачная идея.

«Слишком много компромиссов, причем с обеих сторон», – заметил Гельман.

Он выразил готовность помочь Чаплину, но отметил и трудности, которые будут сопровождать создание такого центра. «Позиции изначально будут разные, и мы вряд ли найдем общую – как только человек принимает решение быть художником, он становится творцом, а это в каком-то смысле конкурент для церкви. И надо не искать компромисс, а научиться понимать друг друга, научиться разговаривать друг с другом, слышать аргументы друг друга», – отметил Гельман.

Предложение Чаплина, очевидно, следствие реакции общественности на жесткую позицию церкви и самого Чаплина в ситуации с Pussy Riot.

Гельман отметил, что крайности могут проявляться лишь иногда и они не должны побеждать. «Не должно быть так, что из-за радикальных жестов церковь перестает интересоваться современным искусством вообще. Тем более что среди художников есть достаточно большое число православных людей», – заключил галерист.

Позитивный опыт взаимодействия православной церкви и современных художников, пожалуй, ограничивается лишь упомянутой Гельманом выставкой «Двоесловие/Диалог», а вот фактов противодействия много больше. Например, по заявлению православного движения «Народный собор» было возбуждено уголовное дело в отношении кураторов выставки «Запретное искусство-2006» Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова (суд приговорил их к штрафу); картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» из серии «Путешествия Микки Мауса по истории искусства» (измененная гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда) была признана экстремистским материалом за «высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих»; чтобы избежать суда, был вынужден эмигрировать художник и режиссер Олег Мавромати, который в 2000 году провел акцию «Не верь глазам», в ходе которой изобразил распятие, – на него подали иск прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке.

Вместе с тем есть и другие примеры, правда, в основном в католицизме: выставки современного искусства во время Венецианской биеннале проходят в том числе и в храмах, а во время «Ночи открытых храмов», которая проводится в Вене с 2005 года, в церквях делают специальные проекты приглашенные художники.

По словам Гельмана, в центре при храме не будет ограничения на жанры – возможны любые формы искусства, в том числе и акционизм. «Ведь служба – это тоже акция, ведь она не имеет какого-то функционального значения, это символический жест», – сравнил Гельман.

«Мне кажется, что для православной церкви важно выстраивать отношения и диалог с современным искусством, начинать понимать современный язык», – заключил Гельман.

Чаплин приглашает Гельмана в свой центр современного искусства

Отправлено 6 апр. 2012 г., 8:50 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА   [ обновлено 6 апр. 2012 г., 8:54 ]

Грани.Ру:

Чаплин приглашает Гельмана в свой центр современного искусства

Всеволод Чаплин. Фото с сайта  simvol-veri.ru

Глава синодального Отдела РПЦ по взаимоотношениям и общества протоиерей Всеволод Чаплин планирует открыть при своем храме Святого Николая на Трех горах в Москве центр современного искусства, сообщает Интерфакс. "Сейчас с приходом начал сотрудничать клуб "АртЭриа", недавно изгнанный из Центрального дома работников искусств, где коммерческая составляющая стала слишком сильной. Этот клуб развивает фолк и другую музыку, устраивает лекции, выставки, фестивали, концерты", – заявил Чаплин.

По словам Чаплина, вместе с клубом "АртЭриа" он намерен оборудовать в одном из приходских помещений концертно-выставочное пространство, "где можно будет и чаю попить, и послушать музыку, и почитать книгу, и что-то пообсуждать, и выставить художественные работы". Чаплин подчеркнул, что выставляемые в храме объекты искусства не должны входить в противоречие ни с вероучением РПЦ, ни с нормами христианской нравственности.

"Такого искусства, в том числе умного и модного, сейчас достаточно много. Жалко, что оно не пробивает себе дорогу на культурной площадке общенационального уровня. Что ж, будем создавать свои площадки и формы, пусть маленькие, но, надеюсь, яркие и интересные", – добавил он. "Ждем всех, в том числе и господина Гельмана (галериста Марата Гельмана. - Ред.)", – заявил Чаплин.

Марат Гельман рассказал Газете.Ру, что с удовольствием примет участие в таком проекте. "Если церковь не будет понимать современных художников, она не будет понимать современных людей", – сказал Гельман.

Чаплин одним из первых высказался за максимально суровое наказание участниц панк-группы Pussy Riot. 22 февраля он призвал ужесточить наказание за оскорбление чувств верующих в связи с выступлением Pussy Riot в храме Христа Спасителя. "Норма, конечно, крайне мягкая, потому что речь идет о действиях, способных взорвать ситуацию в стране. Убежден: эту норму нужно перенести в Уголовный кодекс. И вот теперь давайте спросим политиков, готовы ли они это сделать. А также - осуждают ли совершенную акцию", - написал Чаплин в коллективном блоге "Православная политика". По его словам, те, кто не осудит, "могут перестать рассчитывать на поддержку православных".

20.03.2012 13:25

Марат Гельман о концерте в клубе АРТ'ЭРИА и о. Всеволоде Чаплине

Отправлено 6 апр. 2012 г., 8:36 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА

30 марта 2012, 12:36
был вчера в гостях у Чаплина и клуба АртЭрия в подвале храма. Оказал ему "поддержку" тем что привел за собой пару журналистов. Кате Деготь которая назвала мою галерею "реакционной" в связи с тем что я не только с Медведевым общаюсь но и с РПЦ надо однажды в этот клуб сходить иначе даже не поймет, почему я ее теперь считаю спесивой и не очень умной функционеркой, а не критиком.

Очень симпатичные ребята, пели чтоб собрать деньги на помощь их подруге, музыканту из Молдавии Бондарь. Собрали конечно много-много меньше чем художники для Наташи Самковой http://maratguelman.livejournal.com/2604816.html
Публики было мало, помещение для концерта не приспособленное. Они и есть настоящий андеграунд сегодня. Псой Короленко выглядел представителем истеблишмента.
Короче, я желаю клубу удачи и если пригласят, обязательно что нибудь там сделаю.
Конечно для серьезного диалога между церковью и современным художественным сообществом площадка слишком камерная, но галерея гельмана начиналась с двухкомнатной квартиры.

С Чаплиным после концерта говорили часа три. Пересказывать не буду. Вполне возможно, что-то из этого разговора получится. Вне софитов и камер разговор с ним совсем другой. Ну то есть с одной стороны люди живут как в средневековье (выясняют, например, сатанизм то ли иное явление или путь к богу), с другой, хозяйственная деятельность (бесконечные ремонты, думаю из церкви получилась бы мощная строительная компания) с третьей социальный институт учавствующий в политике еще более активно чем я предполагал (справедливости ради, их к этому толкают и очень активно сами политики).

например история с клубом АртЭрия - это история хозяйствующего субьекта предоставившего площадь, а не социального института решившего заняться искусством. (и слава богу).

Понял для себя, что церковь нуждается просто в армии искусствоведов. Они получили море имущества которое одновременно является культурным достоянием, но компетенций священников не хватает для сохранения культурного наследия. Серьезная задача.

Понял что содержательный диалог с РПЦ об искусстве практически никому не нужен. Нужно просто разграничить пространство. Так что я был прав, когда упорно говорил про художественное пространство, как остров свободы. Один и тот же человек может посещать и церковь и музей. Одно и то же пространство может быть и церковью и музеем в разные часы. Но надо стремиться увеличить дистанцию между церквью и музеем а не сближать. Каждый должен занимать свое место и поменьше претендовать на чужое.

Столкновения пространств "(художественного и церковного) неизбежны, так как каждый стремится к расширению. И в каждом есть свои радикалы. И вопрос не в том чтоб придумать - как эти столкновения прекратить, а в том, чтоб каждый раз это не превращалось а апокалипсис. Чтоб спор не превращался в истерику, драку. И если надо, то я готов быть "реакционером" потому что ни одна из альтернатив этому диалогу невозможна.

Представить себе что одна из сторон победила - невозможно. Это не война и даже не конкуренция. Так как нет такой диллемы% либо церковь либо искусство. Один и тот же человек может любить и то и то. Это два различных аспекта нашей жизни. Один символизирует консервативное, традиционное начало, другой модернистское, экспериментальное.

з.ы. прошу считать мою реплику в исповеди про "модернизацию церкви" неточным выражением. Я имел ввиду искоренение фальши в социальном институте РПЦ, а вовсе не "реформацию". В 21 веке реформация церкви - это абсурд. Она выполняет роль хранителя "традиции" и в ином качестве просто не нужна.

Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр в подвале храма

Отправлено 6 апр. 2012 г., 7:35 пользователем Клуб АРТ'ЭРИА   [ обновлено 6 апр. 2012 г., 7:39 ]

Протоиерей Всеволод Чаплин открыл православный арт-центр в подвале храма

В Москве при храме Святого Николая на Трех горах открылся центр современного искусства. Инициаторами открытия стали настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин и клуб «АртЭриа».

Концерт собрал десятки слушателей, в большинстве — молодежь, некоторые из них пришли с маленькими детьми. Среди них были как прихожане храма, так и завсегдатаи клуба «АртЭрия», осенью прошлого года вынужденно покинувшего Каминный зал Центрального дома работников искусств на Пушечной улице по инициативе его руководства. Клуб, лишившийся постоянного места обитания, пришел в храм святителя Николая по приглашению его настоятеля — главы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

«Отец Всеволод вышел на нас сам, первый разговор состоялся в октябре или ноябре, когда в этом помещении не было даже пола. Он сказал, что готов предоставить нам место, чтобы мы проводили концерты, какие-то выставки и сделали здесь культурный центр», — рассказал РИА Новости директор «АртЭрия» Дмитрий Захаров.

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (1)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (2)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (3)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (4)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (5)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (6)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (7)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (8)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (9)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (10)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (11)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (12)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (13)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (14)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (15)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (16)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (17)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (18)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (19)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (20)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (21)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева (22)

Открытие арт-центра в храме свт. Николая на Трех горах. Фото Михаила Моисеева

ЦДРИ незаконно сдает свои помещения

Отправлено 6 апр. 2012 г., 5:07 пользователем Деметрос 3

"Центральный дом работников искусств" незаконно сдает свои помещения


09:58 15/06/2011

МОСКВА, 15 июн - РИА Новости. Администрация "Центрального дома работников искусств" (ЦДРИ) незаконно предоставила свои нежилые помещения в центре Москвы в пользование девяти сторонним организациям под размещение магазинов и кафе, говорится в сообщении государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы (Госинспекция по недвижимости).

В сообщении также подчеркивается, что нежилое здание на улице Пушечная (дом 9/6, строение 1) администрация ЦДРИ использует без оформления правоустанавливающих документов, а в помещениях на улице Рождественка (дом 6/9/20, строение 1) руководством ЦДРИ были произведены несанкционированные перепланировки с демонтажем лестничного пролета.

"За систематические и неоднократные правонарушения в использовании указанных объектов ЦДРИ 19 раз привлекался к административной ответственности", - приводятся в сообщении слова заместителя руководителя госинспекции по недвижимости Владимира Киреева.

В сообщении уточняется, что общая сумма штрафных санкций, взысканных в бюджет Москвы, составила около 2 миллионов рублей.

В настоящее время департаментом имущества Москвы организована работа по выселению незаконных пользователей в судебном порядке из помещений ЦДРИ, отмечается в материалах.

"Центральный дом работников искусств" единственный в России дом, объединяющий деятелей всех видов и жанров искусства. Этот клуб творческой интеллигенции возник по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского. В 1938 году "Клубу мастеров искусства" был передан особняк на улице Пушечная - историческое здание, в стенах которого зарождался будущий МХАТ. Ремонт особняка был сделан на средства работников искусства, а в мае 1939 года "Клуб мастеров искусства" переехал в новое здание, получив название "Центральный дом работников искусств" - ЦДРИ.


1-10 of 13