Кипит их разум возмущенный
Дом скандалов - под таким заголовком в газете "Труд" 29 февраля 2012 года вышла большая статья, посвященная ЦДРИ. 16 марта 2012 газета продолжила тему статьёй Кипит их разум возмущенный.
Публикуем текст статьи, которую можно посмотреть со всеми фотографиями по ссылке: http://www.trud.ru/article/16-03-2012/273698_kipit_ix_razum_vozmuschennyj.html
Кипит их разум возмущенный
Отдел культуры «Труда»
Как из столичного ЦДРИ изгоняют людей искусства
Ситуация в Центральном доме работников искусств, где администрация противопоставила себя людям, ради которых этот Дом создан (см. «Труд» от 29 февраля сего года), продолжает оставаться напряженной. Растет число артистов, режиссеров, писателей, возмущенных тем, что по инициативе директора — художественного руководителя Энгилисы Погореловой и ее дочери, директора-распорядителя Елены Смирновой, из дома изгоняются творческие структуры, а их место занимают случайные конторы. Меж тем само здание приходит в упадок.
С другой стороны, и дирекция дома не дремлет. В последние недели всякому, даже случайно зашедшему выпить кофе или пива в здешнем баре, предлагали поставить подпись на бумаге с кричащим названием «Защитим ЦДРИ!» На вопрос «от кого?» представительница обслуживающего персонала уклончиво отвечала: «Вы разве не знаете, какой лакомый кусочек представляет собой земля, на которой расположен наш дом?»
То, что вопросы собственности для нынешней дирекции затмевают все остальные проблемы, в том числе реальные нужды людей творчества, — это действительно так. Иначе не объяснить фанатичное упорство, с которым администрация ЦДРИ оспаривает право города на дом. В Арбитражный суд Москвы еще в конце прошлого года был направлен иск к городскому правительству и другим органам власти столицы о признании за АНО ЦДРИ (фактически — за семьей Погореловой-Смирновой) права собственности на занимаемые здания по улице Пушечная, дом 9/6, строение 1. Уже состоялись два слушания, не принесшие результатов, на 2 апреля назначено третье.
Администрацию не смущает тот факт, что она, говоря юридическим языком, не является надлежащим истцом, поскольку у нее на руках нет ни одного документа, бесспорно подтверждающего ее полномочия на управление недвижимостью ЦДРИ. Нет и законным образом заверенного и утвержденного устава организации. Предъявляются вызывающие сомнение бухгалтерские справки и отчеты, непонятно откуда возникшие акты о смене собственника… Например, учредитель ЦДРИ — Российский профсоюз работников культуры, два десятка лет остававшийся абсолютно глухим к проблемам Дома, — вдруг решает поддержать в суде претензии семьи Погореловой-Смирновой на право владеть недвижимым имуществом, и на свет является подписанный руководителем профобъединения Парошиным (задним числом) акт о якобы имевшей место передаче здания в собственность АНО ЦДРИ. Неоднократные попытки «Труда» выяснить у руководителя департамента профсоюзного имущества ФНПР Ирины Викторовны Федюшкиной причину столь внезапной щедрости потерпели неудачу. Как объясняют ее секретари, Ирина Викторовна очень занята и в ближайшее время не сможет оторваться от дел.
Тем временем бумага дирекции ЦДРИ, собравшая более 150 подписей посетителей бара и других мест общего пользования, ушла, по неофициальным сведениям, в какую-то высокую инстанцию. От кого таким образом хотят «защитить ЦДРИ»? Если от самих работников искусства, то нелишне послушать, что они скажут. В прошлой публикации «Труд» привел мнения всемирно знаменитого кинорежиссера Юрия Норштейна и актрисы, депутата Госдумы РФ Елены Драпеко. С тех пор количество известных людей, возмущенных изгнанием искусства из Дома искусства, только выросло.
Прямая речь
Нина Кибрик, художник, арт-директор изгнанного из ЦДРИ молодежного клуба «Арт’Эриа»:
— Семь лет наш клуб существовал как независимая экспериментальная площадка ЦДРИ: здесь встречались музыканты и художники, актеры, режиссеры, мультипликаторы, проходили концерты, спектакли, перформансы, лекции и кинопоказы. Решение о ликвидации клуба стало для всех шоком. Я была в отпуске, когда по телефону сообщили, что клуб «Арт’Эриа» изгоняют, вещи выбрасывают, а я сама уволена. Речь идет об отсутствии грамотного хозяйственного управления, о спасении самого дома как очага культуры. Но все попытки столичного правительства перевести ЦДРИ на положение государственного учреждения культуры захватившая власть дирекция саботирует.
Вячеслав Гордеев, танцовщик, народный артист СССР, профессор:
— Я не однажды бывал в этом здании и поражался убогости, обветшалости интерьера. А ведь у ЦДРИ такая замечательная история, здесь бывали Маяковский и Чкалов, Толстой и Утесов, Гагарин и Райкин, Симонов и Лепешинская, здесь создавались духовные ценности. Почему все рушится на глазах? Думаю, только преобразование дома в госучреждение культуры поможет сдвинуть проблему с мертвой точки.
Бэлла Эренгросс, Профессор кафедры культурологии МАИ, член правления ЦДРИ с 40-летним стажем:
— Сторонники Погореловой называют ее «лицом ЦДРИ», но ведь это нонсенс. Его лицом всегда были и должны оставаться люди искусства — те самые, которых эта семья с таким рвением изгоняет. Это, кстати, подтвердилось и в заказанном администрацией телевизионном фильме, посвященном 80-летию ЦДРИ. Там героями стали представители обслуживающего персонала. Был Дом искусства, а стал Дом администрации.
Евгений Дога, композитор, народный артист СССР:
— Поразительно, как могут меняться люди (имею в виду Энгилису Погорелову и ее ближайшее окружение), когда вдруг перед ними начинает маячить перспектива прибрать не принадлежащее тебе имущество к рукам. Надеюсь, правительство Москвы примет самые оперативные меры по возвращению дому прежнего лица центра отечественной культуры.