Газета "Завтра"

Post date: Feb 15, 2013 8:55:16 AM

Музон

Андрей Смирнов

13.02.2013

ЛУКЕРЬЯ И ДЕТИ ("отделение ВЫХОД").

ПЕСНИ СЕЛА ЛИНОВО. Часть 2. Новая встреча ("IZBA records").

Се­ло Ли­но­во Пу­тивль­ско­го рай­о­на Сум­ской об­ла­с­ти Ук­ра­и­ны — зна­ко­вая точ­ка на фоль­к­лор­ной кар­те. Мос­ков­ский куль­тур­ный центр "Дом" — при­бе­жи­ще все­го не­о­быч­но­го, аван­гард­но­го, экс­пе­ри­мен­таль­но­го. 10 фе­в­ра­ля Ли­но­во и "Дом" пе­ре­сек­лись в рам­ках фе­с­ти­ва­ля "От фоль­к­ло­ра до аван­гар­да. Пу­тивль­ский путь" и пра­зд­но­ва­ния 88-го дня рож­де­ния на­род­ной ис­пол­ни­тель­ни­цы Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны Ко­ше­ле­вой. Сам фе­с­ти­валь но­сит слож­но­со­чи­нён­ное на­и­ме­но­ва­ние "меж­ду­на­род­ный тра­ди­ци­он­ный куль­ту­ро­ло­ги­че­с­кий не­ком­мер­че­с­кий" фе­с­ти­валь ис­кусств и про­хо­дил по­ми­мо "До­ма" в клу­бе "Арт'Эриа", ко­то­рый год на­зад в ду­хе мер­кан­тиль­но­го вре­ме­ни был вы­став­лен из Цен­т­раль­но­го До­ма Ра­бот­ни­ков Ис­кусств и на­шёл при­ют в… крип­те Хра­ма Свя­то­го Ни­ко­лая на трёх го­рах. Вновь куль­ту­ра в ка­та­ком­бах.

Лу­ке­рья Ко­ше­ле­ва ста­ла ле­ген­дой уже при жиз­ни. При­над­ле­жит она к не­боль­шо­му рус­ско­му суб­эт­но­су "го­рю­ны", что про­жи­ва­ет в цен­т­раль­ной ча­с­ти Сум­ской об­ла­с­ти. Есть ги­по­те­за, что это по­том­ки древ­не­го пле­мен­но­го объ­е­ди­не­ния — се­ве­рян. Или же древ­ние го­ря­не, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Ио­а­ки­мов­ской ле­то­пи­си. Ар­хе­о­лог Иван Чер­ня­ков счи­та­ет, что к го­рю­нам име­ет от­но­ше­ние не кто иной как Змей Го­ры­ныч. Но о про­ис­хож­де­нии пусть спо­рят ис­то­ри­ки и эт­но­гра­фы, глав­ное, что го­рю­ны свои со­хра­ня­ют свои обы­чаи, осо­бен­ный го­вор, ко­с­тюм, быт и мно­го­го­ло­сую пев­че­с­кую тра­ди­цию. Пе­сен­ная сто­ли­ца го­рю­нов — се­ло Ли­но­во. Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на Ко­ше­ле­ва, дочь зна­ме­ни­той ли­нов­ской пе­ву­ньи, Мар­фы Аре­фь­ев­ны Тол­сто­ше­е­вой, со­зда­тель­ни­цы ан­сам­б­ля на­род­ных ис­пол­ни­те­лей-ма­с­те­ров. Лу­ке­рья — единственная ос­тав­ша­я­ся уча­ст­ни­ца это­го ан­сам­б­ля.

Дис­ку "Лу­ке­рья и де­ти" уже не­ма­ло ме­ся­цев, но пла­с­тин­ку, не­со­мнен­но, сто­ит от­ме­тить и на стра­ни­цах "За­в­т­ра". А вот "Но­вая встре­ча" — сов­сем све­жий аль­бом, вы­пу­щен­ный все­го не­де­лю на­зад.

"Пес­ни се­ла Ли­но­во" — это про­дол­же­ние ис­то­рии. Пер­вая пла­с­тин­ка с та­ким на­зва­ни­ем вы­шла ещё в 1982 го­ду на "Ме­ло­дии". Ко­ше­ле­ва ис­пол­ня­ет там од­ну пес­ню. В те же го­ды и по­явил­ся на свет фоль­к­лор­но-эт­но­гра­фи­че­с­кий ан­самбль "На­род­ный пра­зд­ник", ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся го­рю­на­ми не од­но де­ся­ти­ле­тие, и уже в но­вом ве­ке, в 2005 го­ду, за­пи­сав­ший сов­ме­ст­но с Лу­ке­рь­ей Ко­ше­ле­вой диск "Пес­ни се­ла Ли­но­во. По­сле дол­гой раз­лу­ки".

На дис­ке "Часть 2. Но­вая встре­ча" пред­став­ле­ны пес­ни раз­лич­ных жа­н­ров: ка­лен­дар­ные, сва­деб­ные, про­тяж­ные, а так­же рас­ска­зы Ко­ше­ле­вой о се­бе и о се­ле, о том как па­ха­ли и пра­зд­но­ва­ли, и как не­ког­да за­пе­вал це­лый род. Силь­ней­шее впе­чат­ле­ние про­из­во­дит но­мер "При­чет", где Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на го­во­рит о по­ми­но­ве­нии род­ных, го­во­рит, по­ёт и пла­чет од­но­вре­мен­но.

"Лу­ке­рья и де­ти" — это раз­но­об­раз­ные аль­ян­сы-ди­а­ло­ги Ко­ше­ле­вой с со­вре­мен­ны­ми му­зы­кан­та­ми. Ав­то­ры про­ек­та— ху­дож­ник, арт-ди­рек­тор клу­ба "Арт'Эриа" Ни­на Ки­б­рик и флей­тист и ма­те­ма­тик Илья Сай­та­нов ("Ла­ко­ча")

На пла­с­тин­ке от­ме­ти­лись эт­но-мэтр Сер­гей Ста­ро­стин и ис­сле­до­ва­те­ли зву­ка из "Ор­ке­с­т­ра ин­ту­и­тив­ной му­зы­ки", па­ле­с­ти­нец Ба­сем Аль-Аш­кар и Игорь Ли­сов ("Зе­лё­ные ру­ка­ва"). Из об­шир­но­го ре­пер­ту­а­ра Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны вос­тре­бо­ва­ны са­мые раз­но­об­раз­ные пес­ни — от древ­них "при­чи­та­ний" до иг­ри­вых ча­с­ту­шек. "Лу­ке­рья и де­ти" — столк­но­ве­ние ав­то­хтон­ных энер­гий и опы­тов му­зы­кан­тов. По мне, на­и­бо­лее цен­ные но­ме­ра "Вол­ки", "По воз­го­рию", "Ка­ли­нуш­ка", там, где на­род­ный ко­с­мос то­та­лен и бес­ком­про­мис­сен.

На­до ска­зать, что с каж­дой ак­ци­ей чис­ло "де­тей" у Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны толь­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся. Так, в "До­ме" вдох­но­вен­но вы­сту­пи­ли Ин­на Же­лан­ная, Псой Ко­ро­лен­ко, Сер­гей Крас­но­поль­ский. А сам фе­с­ти­валь в "До­ме" пре­вра­тил­ся в мно­го­ча­со­вой ма­ра­фон, в ко­то­ром сме­ня­ли друг дру­га му­зы­кан­ты и кол­лек­ти­вы. Но с каж­дым про­ек­том Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на обя­за­тель­но вы­хо­ди­ла к ми­к­ро­фо­ну. С уют­ны­ми кон­го­лез­ца­ми из "Ким­ба­та" да­же в пляс пу­с­ти­лась.

"Во вре­мя пе­ния Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на ухо­дит вглубь се­бя и, вме­с­те с тем, рас­тво­ря­ет­ся в При­ро­де, об­ща­ет­ся с Не­бом и Зем­лей, от­да­ет­ся сти­хии пес­ни как не­ко­е­му вол­х­во­ва­нию. На­пра­ши­ва­ет­ся идея, что род Лу­ке­рьи это сво­е­об­раз­ный ос­та­точ­ный при­знак древ­ней пев­че­с­ко-ар­ти­с­ти­че­с­кой ка­с­ты, не от­кры­той и не изу­чен­ной у сла­вян. Вне сце­ни­че­с­кой жиз­ни Лу­ке­рья Ан­д­ре­ев­на из­лу­ча­ет не­о­бо­ри­мое оба­я­ние и пле­ня­ет всех ок­ру­жа­ю­щих сво­ей му­д­ро­с­тью, ос­т­ро­уми­ем, чут­ко­с­тью, твор­че­с­кой от­кры­то­с­тью все­му но­во­му, яв­ляя со­бой ис­че­за­ю­щий тип на­сто­я­щей "де­ре­вен­ской ари­с­то­кра­тии". Ко­неч­но, в та­кой ми­фо­ло­ги­за­ции Лу­ке­рьи Ан­д­ре­ев­ны — из­бы­ток эк­заль­та­ции. И в не­од­но­знач­ных на­и­ме­но­ва­ни­ях "ба­буш­ка всея Ру­си", "рус­ская Се­за­рия Эво­ра". Но это по-сво­е­му го­во­рит об удив­ле­нии и вос­хи­ще­нии по­клон­ни­ков. И нель­зя ска­зать, что го­во­рит как-то не­адек­ват­но. Ря­дом с на­ми жи­вёт и дей­ст­ву­ет по ме­ре сил уди­ви­тель­ное, уни­каль­ное яв­ле­ние, дай Бог жить и здрав­ст­во­вать Лу­ке­рье Ко­ше­ле­вой.